Статья №1

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НАЗНАЧЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАКАЗАНИИ В ВИДЕ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 И ВРЕМЕННЫЙ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Административное приостановление деятельности - это простой по вине работодателя <1>. Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработок <2>. Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработка <3>. В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как "РП" или "31" - "Время простоя по вине работодателя".

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха выплачивается средний заработок, в то время как всем другим работникам начисляется заработная плата за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласны <4>. Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработка <5>.

Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, как <5>:

(или) искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона, и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;

(или) позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.

В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды "Я" или "01" - "Продолжительность работы в дневное время".

_______________________________________

<1> Статья 1.5 КоАП РФ; ст. 72.2 ТК РФ.

<2> Статья 220 ТК РФ.

<3> Статья 157 ТК РФ.

<4> Статья 72.2 ТК РФ.

<5> Статья 220 ТК РФ.

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетности <6>. То же самое можно сказать о взносах с выплат работникам <7>. При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

________________________________________

<6> Пункт 3 ст. 44, п. 3 ст. 61 НК РФ.

<7> Часть 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

 

Приостановление деятельности не является форс-мажором, так как оно произошло по вине самой организации. Следовательно, это наказание не освобождает должника от исполнения обязанностей перед контрагентом в установленные сроки <8>. Таким образом, если предприятие не хочет нести дополнительные затраты в виде неустоек и судебных расходов, ему не остается ничего другого, как найти способ исполнить свою обязанность перед контрагентом или договориться с ним о переносе сроков.

Приостановление деятельности может парализовать и работу бухгалтерии, например, когда предприятие нарушило правила пожарной безопасности. В таком случае, по мнению автора, руководству предприятия необходимо организовать перенос необходимых технических средств, для  работы бухгалтерии.

_________________________________________________________

<8> Статья 1.5 КоАП РФ; пп. 1 п. 1 ст. 202, ст. 330, п. 3 ст. 401 ГК РФ; ст. 125 АПК РФ.

 

 

Статья 27.16. Временный запрет деятельности КоАП РФ

 

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

 

Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности

 

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

 

Таким образом, административное приостановление деятельности как вид административного наказания следует отличать от временного запрета деятельности, который представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.16 КоАП  временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Срок временного запрета деятельности согласно ч. 1 ст. 27.17 КоАП  не должен превышать пяти суток.

 

Согласно ч. 2 ст. 27.16 КоАП временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Это также отличает его от административного приостановления деятельности. Несмотря на то, что временный запрет деятельности применяется исключительно по усмотрению должностного лица, инициирующего привлечение организации к ответственности, протокол о его введении должен быть направлен в суд в любом случае. Данная мера обеспечения производства неразрывно связана с возможностью назначения административного приостановления деятельности (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).

 

Е. Бондарь

 

Статья №2

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Приостановление действия такого постановления в случае обжалования его лицом, привлеченным к ответственности, а равно предоставление отсрочки его исполнения действующим законодательством не предусмотрено.

Подобная оперативность и относительная бесповоротность выгодны недобросовестным заявителям,  наличие или отсутствие времени в корпоративных конфликтах играет едва ли не главную роль.

Порядок исполнения назначенного наказания регламентируется ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; применяются другие меры по исполнению названных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания. Производство всех этих действий суды определяют как момент фактического приостановления деятельности организации, от которого начинает исчисляться срок исполнения наказания (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).

Следует учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, поскольку обе процессуальные категории имеют аналогичные последствия.

В ряде случаев привлечение лица к данному административному наказанию имеет более пагубные последствия, чем может показаться на первый взгляд.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Отзыв и аннулирование разрешения - меры принуждения, связанные с утратой лицом, получившим разрешение, своего специального административно-правового статуса.

Законом о лицензировании такая мера утраты юридической силы лицензией, как отзыв, не предусмотрена. Однако применительно к другим видам разрешений институт отзыва разрешений используется достаточно часто: по общему правилу при неустранении выявленных нарушений уполномоченный орган принимает решение об обращении в суд с заявлением об отзыве выданного разрешения. В случае принятия такого решения уполномоченный орган обращается в суд с одновременным уведомлением об этом лиц, реализующих разрешение.

Разрешения могут быть отозваны только у специально означенных субъектов, а не у любых лиц, имеющих разрешения на осуществление какого-либо вида деятельности (в отличие от таких мер, как приостановление и аннулирование, применяемых в установленных законом случаях к любым видам разрешений), например:

- у банков и иных предприятий и организаций <1>;

______________________________________________________________

<1> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

- страховщиков, на основе Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

- лиц, осуществляющих переработку товаров на таможенной территории <1>;

 

<1> См.: Приказ ФТС РФ от 14 марта 2011 г. N 532 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории" // Российская газета. 2011. 18 мая.

- профессиональных участников рынка ценных бумаг <1>;

<1> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

 

- некоммерческих организаций <1>;

<1> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

 

- некоторых других субъектов.

 

Наличие у организации специальной правоспособности порождает дополнительные рычаги воздействия на ее руководство посредством лишения хозяйствующего субъекта возможности осуществлять профильную деятельность и разрушения системы сбыта произведенной продукции.

Особый характер административного приостановления деятельности организации в целом обусловливает проблемы, связанные с определением способов надлежащего исполнения административного наказания.

Так, полное приостановление деятельности организации означает запрет на осуществление производственной, торговой, посреднической и любой иной хозяйственной деятельности. Однако на практике реализовать подобные меры зачастую не представляется возможным.

Неоправданное опечатывание помещений организации создает непреодолимые препятствия для устранения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, и досрочного прекращения административного приостановления деятельности. Следовательно, это никоим образом не отвечает целям административного наказания, одновременно нивелируя положения ч. 3 ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.

Если привлечение к административной ответственности вызвано характером деятельности, создающей опасность для окружающих, суду необходимо конкретизировать вид деятельности, осуществление которой запрещено. Если организация или ее структурное подразделение расположены в здании или помещении, не отвечающем требованиям охраны труда или правилам противопожарной безопасности, суду надлежит указать на приостановление любого рода деятельности в пределах данного здания или помещения, а также обеспечение условий, препятствующих проникновению в них работников организации и других лиц.

Судебный пристав-исполнитель или сама организация, привлеченная к административной ответственности, вправе на основании ст. 31.8 КоАП РФ обратиться к судье, вынесшему постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, с вопросом о разъяснении способа и порядка его исполнения.

Сложности исполнения данного вида административного наказания со стороны организаций и судебных приставов-исполнителей не ограничиваются определением его содержательной части. Согласно ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Подобные ограничения установлены прежде всего в целях обеспечения непрерывной работы социально значимых предприятий и учреждений. В частности, невозможно остановить работу предприятия топливно-энергетического комплекса или организации, отвечающей за городские пассажирские перевозки, без ущерба для населения.

В вышеуказанных случаях судебные приставы-исполнители вынуждены, руководствуясь ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выносить постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа органу, назначившему наказание в виде административного приостановления деятельности, за невозможностью его исполнения. Если такие действия не совершаются, организация вправе обратиться в суд или к вышестоящему приставу-исполнителю с жалобой на бездействие должностных лиц, исполняющих наказания, в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или ст. 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 109  Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.05.2017) "Об исполнительном производстве" административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Административное приостановление деятельности производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта.

Судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления вправе применить к должнику меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и составить в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению Федеральной службы судебных приставов изложенном в п.7-8  Письма ФССП России от 26.12.2014 N 00011/14/81265-АП "Об организации работы по административному приостановлению деятельности должников" судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления вправе применить к должнику меры, предусмотренные Законом, и составить в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 109 Закона).

Поскольку законодательством Российской Федерации не установлен перечень оснований для перерыва срока административного приостановления деятельности, полагаем, что при установлении фактов возобновления должниками деятельности общий срок административного приостановления деятельности не прерывается, а продолжает течь.

При этом если обязанность по устранению нарушений возложена на должника, судебный пристав-исполнитель по заявлению (ходатайству) должника обеспечивает доступ на объекты.

Решение о досрочном прекращении наказания в виде административного приостановления деятельности при устранении должником нарушений, послуживших причиной применения такого наказания, может быть принято только судом либо органом Ростехнадзора (по постановлениям об административном приостановлении деятельности, вынесенным должностными лицами Ростехнадзора) (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При злостном неисполнении представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению возможно привлечение к уголовной ответственности (ст.315 УК РФ).

 

В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

Как показывает практика, возможность быстрее возобновить деятельность стимулирует правомерное поведение только добросовестных хозяйствующих субъектов. Административное приостановление деятельности имеет место в течение ограниченного срока, по окончании которого (независимо от фактического устранения обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности) исполнение наказания прекращается. Достижение цели административного наказания в таком случае не имеет для законодателя решающего значения.

И все же, поскольку срок административного приостановления деятельности истек, а правонарушение не устранено, стоит говорить о новом административном правонарушении, при выявлении которого должностное лицо контролирующего органа должно составить новый протокол об административном правонарушении с последующим его направлением в суд (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).

 

Е. Бондарь

МЕНЮ